Продиктовано временем
Новому поколению пользователей
Школа по использованию рассеяния нейтронов и синхротронного излучения начала свою работу в Дубне 19 марта. Уже в день открытия стало ясно, что масштаб ее проведения не ограничен рамками научно-производственной практики для студентов МГУ. Предварительные объявления о Школе были минимальны, но, несмотря на это, "география" участников оказалась довольно представительной - Москва, Санкт-Петербург, Саров, Димитровоград, Обнинск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Тверь, Самара, Стерлитамак, Ростов, а также республики Украина, Казахстан, Белоруссия. Всего около 70 участников.
На вопросы нашего корреспондента отвечает директор Школы профессор В.Л.Аксенов.
- Виктор Лазаревич, в связи с чем возникла необходимость создания Школы по использованию рассеянных нейтронов и СИ?
- В последние годы эти два метода используются все больше, поскольку позволяют получить совершенно уникальную информацию о структуре вещества в конденсированном состоянии. Я имею в виду не только физику конденсированных сред, но и другие науки - химию, биологию, как принято сейчас обобщать науки о жизни, а также направления, развивающиеся "на стыке" наук, связанные с инженерией, медициной, материаловедением... Характерная черта современного развития науки состоит как раз в том, что интересы общества все больше концентрируются на самом человеке, окружающей среде, живой природе.
С учетом этой тенденции возникает необходимость эффективного использования больших установок, которые были созданы в период расцвета ядерной физики. Немалые средства были затрачены на их создание, но и эксплуатация обходится недешево. Источники нейтронов и СИ как раз и являются переходным звеном от ХХ века (века ядерной физики) к ХХI веку (веку наук о жизни).
Наша задача - дать возможность использовать эти установки как можно большему числу исследователей, научить молодых людей использовать методы рассеянных нейтронов и СИ. Такой политики придерживаются практически все современные научные центры, в их числе и наша лаборатория с реактором ИБР-2. Ежегодно на нем проводится 150-200 экспериментов, приезжают десятки ученых, специалистов в разных областях науки, почти из 30 стран.
Так или иначе, исследования, о которых мы говорим, носят комплексный международный характер, потому что абсолютно универсальных источников не существует. Всегда какую-то научную задачу выгоднее решать на одном источнике, другую - на другом.
- Как развивается нейтронная физика в России на фоне мировых исследований в этом направлении?
- Что касается источников нейтронов, то Россия традиционно была ведущей страной в этой области. В ведении научного совета по направлению "Нейтронные исследования" Государственной научно-технической программы "Актуальные направления в физике конденсированных сред" находится шесть источников и два еще строятся - реактор ПИК в Гатчине и источник нейтронов на основе протонного ускорителя в Троицке.
- С источниками СИ, насколько я знаю, ситуация похуже?
- Основной центр коллективного пользования находится в Новосибирске; в Центральной России современных источников, работающих в полном объеме, пока нет. Начинает работать новый источник СИ "Сибирь-2" в "Курчатовском институте". Соответственно стоит задача создания инфраструктуры и привлечения пользователей для проведения научно-исследовательских работ.
В каждой развитой стране мира существует по несколько таких источников, они активно используются во всех отраслях наук.
- В чем же состоит специфика Школы, чем она отличается от аналогичных образовательных систем, распространенных во всем мире?
- Во-первых, в отличие от многих других, она рассчитана на шесть недель. Это связано с ее программой и целью - не только дать слушателям информацию о том, что происходит в разных областях науки, не только ознакомить с методиками, но и дать возможность участвовать в реальном конкретном эксперименте. Перед окончанием занятий каждый участник должен подготовить отчет, за который он получит оценку.
Такого типа школа есть во Франции, и в определенном смысле мы свою строили по ее образцу. Проходит она в окрестностях Гренобля, на базе европейского нейтронного исследовательского центра имени Лауэ - Ланжевена и европейского центра СИ. Но практическая часть этих учебных курсов ограничивается ознакомлением с установками, в экспериментах слушатели участия не принимают. В этом и есть основное отличие.
- Для кого проводится эта Школа?
- Во-первых, это студенты кафедры нейтронографии физического факультета МГУ, которая была создана год назад. Для них это начало специализации. Во-вторых, это студенты факультета наук о материалах МГУ, для которых Школа является обязательным элементом учебного процесса, как производственная практика. Остальные - это студенты и аспиранты разных вузов России. Эта часть слушателей для нас представляет особый интерес - это дополнительный способ отбора способных ребят для наших исследований. Пройдя в течение полутора месяцев занятия в рамках Школы, те, кто желает, могут продолжить обучение здесь, у нас. Для этого два года назад при МГУ был создан Межфакультетский центр "Строение вещества и новые материалы", чтобы объединить возможности различных факультетов университета. В первую очередь, физического, химического, биологического и факультета наук о материалах.
После школы прошлого года к нам на дипломную практику приехали три студента - из Тулы и Нижнего Новгорода. Один из них сейчас проходит практику в институте Лауэ-Ланжевена в Гренобле. Это еще раз подчеркивает нашу неразрывную связь с европейским сообществом исследователей.
- Виктор Лазаревич, расскажите об организаторах Школы, я вижу, список довольно представительный...
- По существу, все, что я говорил о целях школы, о ее предназначении, соответственно определило круг ее организаторов. Естественно, это МГУ. Как и любой университет, он обладает современной организацией науки с точки зрения междисциплинарных исследований. Понятно участие Российского научного центра "Курчатовский институт", где находится источник СИ "Сибирь-2" и Института кристаллографии имени Шубникова. Директора этих институтов одновременно являются директорами нашей Школы. Конечно, Школа изначально стала возможна благодаря поддержке дирекции ОИЯИ, академика В.Г.Кадышевского и профессора А.Н.Сисакяна, а также - Министерства науки, промышленности и технологий и Российского фонда фундаментальных исследований, которые в последние годы поддерживают все добрые начинания в нашей стране. И особенно я хотел бы отметить участие Министерства РФ по атомной энергии, чья помощь имеет большое значение в организации и этой Школы, и в развитии вышеупомянутых научных направлений, в создании и модернизации установок.