Незадолго до прихода Миллениума мы распространили среди наших авторов и читателей анкету на тему "Мой XX век": какие события XX века в науке, политике, культуре вам кажутся самыми важными? Ответы, полученные по электронной почте, интервью с нашими авторами и читателями публикуем в новогоднем номере.

Инженер-конструктор Антонин Яната из Праги, сотрудник Лаборатории ядерных проблем, один из самых наших преданных читателей, пришел незадолго до Рождества в редакцию и попросил передать новогодний привет и наилучшие пожелания всем своим друзьям и коллегам.

Наука. Первый спутник и первый полет человека в космосе. Как раз когда летал Гагарин, я сдавал экзамен по научному коммунизму.

Американские астронавты на луне.

Развитие атомной энергетики. Ей нет альтернативы в новом веке.

Из негативного наследия века я бы назвал химическое, бактериологическое и ядерное оружие, накопленное на Земле в огромных количествах.

Политика. ХХ век окончательно "похоронил" идею коммунизма. Человечество оказалось к этому не готово.

Культура. Для моего поколения настоящим откровением стал рассказ Солженицина "Один день Ивана Денисовича". Я прочел его в чешском переводе и впервые узнал правду о сталинском коммунизме.

Запомнились многие театральные постановки. В Национальном театре в Праге - "Гамлет" Шекспира и "Из жизни насекомых" Чапека. Еще одна пьеса по Чапеку - "Война с саламандрами", поставленная Павлом Когоутом в середине 60-х. Потрясающий финал. Сцена - конференция в Женеве, на обломках льдин - актеры в соответствующих масках первых лиц крупнейших стран мира - ведут переговоры с делегацией саламандр. Звучит объявление в зале: "Владельцы автомобилей номер (перечисляются истинные номера, переписанные на стоянке перед театром), уберите свои машины, они мешают плаванию кораблей!"... Можно много еще вспомнить, например, прекрасный балет "Лебединое озеро" в исполнении артистов Кировского театра, который я видел в конце 50-х годов в Брно, "Царя Федора"... Симфонию Мартину о трагедии Лидице. Отвечая на ваши вопросы, я говорю только о том, что видел и слышал сам и что осталось в памяти. Конечно, культурное наследие этого века неизмеримо богаче и шире и по-настоящему его смогут оценить только наши потомки.

Ну, а в качестве новогодней шутки расскажу анекдот, на тему новых границ в ХХ веке. Умирает человек, и у врат небесных Святой Петр предлагает ему заполнить анкету:

- Где родился? - В Астро-Венгерской империи. - Где в школе учился? - В Чехословакии. - Где женился? - В Венгрии. - Где детей воспитывал? - В Советском Союзе. - Где умер? - На Украине.

- А ну-ка, вон отсюда! Нам тут такие проходимцы не нужны!

- Я вас умоляю, Святой Петр, - я же из Мукачева всю жизнь не выезжал!

Для справки: Мукачево - город в Ужгородской области. До октября 1918 года - в составе Австро-Венгерской империи, 1919-1938 гг. - в Чехословакии, 1938-1944 гг. - в Венгрии, потом опять в Чехословакии, с лета 1945 года - в Советском Союзе, с 1.01.99 - на Украине.


Старший научный сотрудник Института ядерных исследований и ядерной энергетики Болгарской Академии наук в Софии Страшимир Мавродиев в Дубне частый гость. Наша газета не раз писала о его увлечении парусным спортом, которое переросло в экологическое движение, объединяющее ряд государств Причерноморья.

- Главное, что оставил нам ХХ век, - тенденцию к тому, что все больше людей, общественных институтов и государств стремятся жить по заветам Христа. Чтобы осознать, а еще больше - поверить в чудодейственность этих законов, человечеству потребовалось 2000 лет.

Впервые в истории цивилизации правители мира в явном виде и срочном порядке прислушались к прогнозам ученых, которые смоделировали сценарии "ядерной зимы". Но, конечно, до окончания ядерной гонки пройдет еще не одна человеческая жизнь

Как бы хотелось начать новое тысячелетие с такой конкретной задачи, как воскрешение причерноморской экосистемы. По моему глубокому убеждению первой скрипкой в этом оркестре должна быть Россия, которая возьмет на себя роль объединить все причерноморские государства и международное сообщество. В противном случае в ХХI веке весь огромный Черноморский регион может постичь печальная участь Арала.


Что было хорошего и плохого в прошедшем веке, веке атомной энергии, космоса, потрясающих открытий в физике и биологии?

Я не политик, а физик, поэтому мои ответы базируются, конечно, на тех явлениях, с которыми я сталкиваюсь повседневно. О политике лучше не думать, хотя я понимаю, что практически это невозможно.

Близится срок 50-летнего стажа моей работы и, если меня спросят, хотел бы я изменить свою профессию, если бы удалось жить сначала, то ответ был бы твердый: нет.

Я очень горд и рад, что начинал свою деятельность в 1952 году в Обнинске в обществе таких известных людей, как Д.И.Блохинцев, И.И.Бондаренко (в узком кругу его звали Берендей за мудрость), А.И.Лейпуновский, В.А.Малых (уникальный человек, получивший степень доктора наук, не имя высшего образования, а затем Ленинскую премию), будущие академики Б.Б.Кадомцев, Г.И.Марчук (он стал президентом АН) и многие другие. Я рад, что принимал участие в пуске первой атомной электростанции (1954), что мне посчастливилось экспериментально обнаружить швингеровское рассеяния нейтронов (1956) (термин "швингеровское" был введен в нашей первой работе), ввести понятие "поляризуемость нейтрона" при рассеянии нейтронов тяжелыми ядрами (1954-56) и положить начало экспериментальным исследованиям этих явлений не только в Обнинске, но и в других лабораториях. Наверное, следует отметить, что понятие поляризуемости нейтрона (нуклона) имело в 50-е годы (да и сейчас) не только важное физическое, но и философское значение, так же, как проводимые в те годы опыты Хофштадтера, установившие пространственную структуру нуклонов.

Я рад, что, работая по приглашению Д.И.Блохинцева с 1962 года в Дубне, мне удалось успешно продолжить работы, начатые в Обнинске, и, кроме того, предсказать и обнаружить очень слабое рассеяние нейтронов на смеси изотопов вольфрама, применить эту смесь для исследования взаимодействия между нейтроном и электроном, демонстрирующего единство физики низких и высоких энергий, и обнаружить при рассеянии нейтронов на парамагнитном вольфраме слабую примесь ферромагнитного рассеяния. Это далеко не весь перечень работ, выполненный мною в Дубне. Не могу не отметить, что посчастливилось работать с такими известными физиками, как Ф.Л.Шапиро и лауреат Нобелевской премии академик И.М.Франк.

В Дубне были написаны две книги (в одной из них я - соавтор). Авторская книга, посвященная свойствам нейтрона, выдержала четыре издания (одно из них в Англии).

Я рад, что вхожу в число членов научного отдела Американского биографического института, что избран почетным членом консультативного совета и приглашенным профессором зарубежного университета, что являюсь членом Нью-Йоркской академии наук.

Наконец, я очень рад, что после долголетнего перерыва (более 20-ти лет) российский физик Ж.Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.

Что не понравилось в конце ХХ века? Прежде всего то, что вся ядерная физика, положившая начало прикладным технологиям (атомной энергетике, оружию и др.), оказалась сейчас ни кому не нужной (по крайней мере, в России), что субсидирование ее примерно в четыре раза меньше минимально допустимого, что огромное число ученых эмигрировало, что разрушаются научные школы, создававшиеся десятилетиями, что на рубеже пятидесятилетнего стажа работы мне (и, конечно, не только мне) приходится "выживать" на нищенскую зарплату, которая так же, как, например, оклады профессоров МГУ в два раза ниже зарплаты уборщика мусора того же МГУ, что приходится довольствоваться полугодовыми контрактами с ОИЯИ и что, по правде говоря, не видно для ядерной физики никаких оптимистических перспектив в будущем. Все это очень печально.

Ю. Александров, доктор физико-математических наук


К вице-директору ИЛЛ в Гренобле (Франция) К.Карлайлу редакция обратилась со следующими вопросами:

Какие, на ваш взгляд, наиважнейшие события в физике последнего тысячелетия, столетия, десятилетия?

Важнейшим событием тысячелетия в науке является появление Исаака Ньютона и взгляды Галилея, выраженные в восклицании "А все-таки она вертится!". Это повлияло не только на физику, но, возможно, и это более важно - на общие представления о положении Земли во Вселенной.

Главным научным событием ХХ века считаю открытие ядра Резерфордом и все, что из этого следует, - включая ядерную энергию (реакторы, оружие и т.д.).

Кроме этого, приложение открытий физики для повседневного использования: метео-спутники, спутники связи, лазеры для cd-плейеров, для медицины, транзисторы для микросхем персональных компьютеров и т.д.

Что вы ждете от физики в будущем?

В следующем столетии физика будет использоваться для:


Сегодня для меня совершенно очевидно, что нить прогресса, рвавшаяся, прежде всего, в нервах Российской государственности с самого начала века, к концу второго тысячелетия прочно соединилась на многие годы. Успехи реформ в России и сопредельных государств явно свидетельствуют о том, что в наших недрах образовалась "нефть", способная обеспечить экологически чистую энергетику, прежде всего, в душах народов, а затем, с небольшим запаздыванием в 20-25 лет, и в хозяйственной активности человечества. В этом предвидении я склоняю голову и перед наукой, и перед искусством, и перед политическими движениями, и перед консервативной исторической мыслью (религией) и перед смелым полетом мысли России - гаранта Мира на Земле. Расцвет технологии и науки в России обеспечит устойчивое движение цивилизации по дуге развития, персистентность которой определена возрастом в столетие, прожитое, проживаемое и предстоящее. Мы уходим в Будущее, оставляя себя за собой. Таков длящийся момент определенности.

С наступающим III-тысячелетием!

Л. П. Черненко


Проблема темной материи. Массу галактики можно определить либо по динамике ее вращения и по движению ее спутников, либо по ее видимым компонентам, прежде всего звездам. Эти две оценки отличаются в 5-10 раз. Чтобы устранить расхождение, надо допустить существование темной материи, которая не испускает и не поглощает электромагнитное излучение в видимом диапазоне. Темную материю можно обнаружить по отклонению луча света от прямой линии при прохождении его вблизи массивного тела. Это явление было известно в первой трети ХХ века. В конце ХХ века стали наблюдать переходной эффект гравитационной микролинзы. Его продолжительность зависит от массы объекта, создающего искривление луча света, и в среднем составляет более месяца. Хотя вероятность такого события составляет 10-6 в год на звезду, в 1993 году было зарегистрировано первое событие. Таким методом в XXI веке будут открыты планеты, принадлежащие удаленным звездам.

Новая медицина без лекарств. Методами Су Джок медицина, которая была создана Пак Чжэ Ву из Сеульского Национального университета всего 10-12 лет назад, лечат почти любую болезнь, включая эмоциональные и ментальные нарушения, такие, как страх, тревога или депрессия. Биологически активные точки на кистях и стопах выполняют функцию пульта для воздействия на систему самоизлечивания огромной мощности, которое находится внутри человека.

В последнем году ХХ века появилось сенсационное сообщение о первом успешном опыте лечения ВИЧ-инфекции. В московской Су Джок академии врач С.В.Гафурова вылечила 14 пациентов со СПИДом, используя только методы Су Джок медицины. В XXI век медицина входит с новинкой огромной важности.

Мезо-оптика. Это - целостный раздел когерентной оптики. В котором изучают свойства и применение конических волновых полей. Мезо-оптика возникла в Дубне в 1982 году. Конические волновые поля являются собственными функциями полей объектов в виде отрезка прямой линии. Это свойство лежит в основе принципа действия микроскопов для наблюдения прямых следов частиц в ядерной фотоэмульсии без операции сканирования по глубине. Первая книга по мезооптике была издана в Сингапуре на английском языке в 1996 году.

Голография. В развитие этого раздела современной когерентной оптики Лаборатория ядерных проблем внесла активный вклад на начальном и последующем этапах ее развития (1966 - 1997). Первая монография "основы голографии и когерентной оптики" была издана в Москве в 1971 году, а в 1980 вышел перевод этой монографии на английском языке.

Юбилей Лаборатории ядерных проблем. 17 декабря 1999 году состоялось празднование 50-летия запуска синхроциклотрона Лаборатории ядерных проблем, который на пороге второй половины ХХ века был самым крупным ускорителем частиц в мире. За заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами правительственные награды получили сотрудники Лаборатории ядерных проблем: К.Я.Громов, главный научный сотрудник - орден Почета; В.А.Жуков, ведущий научный сотрудник и Л.М.Сороко, старший научный сотрудник - ордена Дружбы. Вручение правительственных наград состоялось в Москве 10 ноября 2000 года.

Л.М.Сороко


В эти предновогодние дни, как и многие сотрудники Института в конце года, инженер-конструктор ЛЯР Валерий Башевой (автор серии фэнтези на темы Интернета, публиковавшейся в нашей газете) не отрывался от своего компьютера, стараясь завершить очередной этап в подготовке документации по проекту DRIBs. И, тем не менее, успел продемонстрировать нашему корреспонденту обновленный веб-сайт лаборатории, в который вошел большой отчет Гленна Сиборга о его путешествии по ядерно-физическим центрам СССР в 1971 году со множеством фотографий Юрия Туманова. В качестве ответа на вопросы нашей новогодней анкеты Валерий предложил найденную им в Интернете по просьбе сына (школьное задание - сообщение об итогах ХХ века!) статью академика Жореса Алферова "Физика на пороге ХХI века" (журнал "Наука и жизнь", N 3, 2000 год).

Лауреат Нобелевской премии 2000 года, в то время еще не увенчанный этим высоким званием, на конференции "Российское естествознание на пороге третьего тысячелетия" в Петербурге в январе 2000 года сказал: "Будущее страны определится не Богом и не верой в Бога, не верой в президента и его доброй волей, а научным потенциалом страны, развитием науки и образования".

Век 20-й академик Алферов назвал веком квантовой физики, которая сформировала не только современную физическую теорию, но и современное научное мировоззрение людей, занимающихся естественными науками. В числе экспериментальных открытий, основанных на квантовой теории, которые определили современное развитие как передовых стран, так и практически всего населения земного шара, Ж. И. Алферов поставил на первое место открытие деления урана под действием нейтронного облучения, сделанное О.Ганом и Ф.Штрассманом в 1938 году. Второе крупнейшее открытие в физике ХХ столетия - это создание транзистора. Оно было сделано в 1947 году Джоном Бардиным, Уолтером Брайтенном и Уильямом Шокли в лаборатории компании "Белл телефон" (США).

Третье глобальное научное событие ХХ века, в чем-то примыкающее к созданию транзистора, - это открытие лазерно-мазерного принципа, сделанное в 1954-55 годах практически одновременно Чарьзом Таунсом в США и Н.Г.Басовым и А.М.Прохоровым в ФИАНе.

Если кто-то захочет целиком ознакомиться с этой статьей - см. ссылку выше.


А. Д. Злобин, председатель дубненского городского клуба туристов и ветеран Лаборатории информационных технологий:
Только что получил Почетный знак "заслуженный путешественник России", учрежденный недавно Министерством физической культуры, спорта и туризма.

Заключительный год 20-го столетия мне будет памятен важными событиями: